Пациентам амбулаторных онкоцентров доступно только 5% гарантированной в ОМС терапии

Центры амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП) не обеспечивают полную ассортиментную доступность препаратов, предусмотренных базовой программой ОМС. По данным мониторинга реализации профильного федерального проекта, в 2020 году пациентам таких центров были доступны только пять-шесть наименований лекарств.

Разнообразие схем противоопухолевой лекарственной терапии в Центрах амбулаторной онкологической помощи исчисляется пятью-шестью позициями. Об этом сообщил заместитель директора по реализации федеральных проектов НМИЦ онкологии им Н.Н. Блохина Тигран Геворкян на XI съезде онкологов России 13 мая. Всего, по его данным, в 2020 году ФОМС оплачивал 832 схемы противоопухолевой лекарственной терапии, в которые входили примерно 100 МНН.

Проблемные закупки

«Во многих центрах амбулаторной помощи в 2020 году использовалось пять-шесть наименований препаратов. Соответственно, коллеги, нет смысла иметь там дневной стационар. То есть либо мы должны расширить этот ассортимент, либо передать эти функции и делать там филиал онкологического диспансера», — заявил он.

По словам Геворкяна, ЦАОП надо учиться выполнять возложенные на них функции. «В таком виде дневной стационар — фикция, он не может нормально работать», — считает специалист.

В пример он привел два ЦАОП в Кемеровской области, где использовались 43 наименования препаратов, что, по словам Геворкяна, «еще очень хорошо». В онкологическом диспансере региона пациентам были доступны уже 290 схем противоопухолевой терапии.

Геворкян полагает, что закупки всей линейки онкопрепаратов не проводились из-за малой численности прикрепленного к ЦАОП населения. Руководители медорганизаций не уверены, что необходимые небольшой группе пациентов лекарства будут израсходованы. В связи с этим предусмотренные стандартами лечения препараты в центрах отсутствуют либо их покупают по срочной заявке, или больных направляют в диспансер.

«Отсюда вся остальная цепочка выходящих проблем. Именно поэтому мы видим колоссальную нагрузку до сих пор на региональные онкодиспансеры», — пояснил Геворкян. Он предложил включить количественный ассортимент ЛП, используемых в ЦАОП в течение года, и количество по каждой позиции в мониторинг региональных программ по борьбе с онкозаболеваниями.

Еще один вариант: сделать дневные стационары ЦАОП филиалами онкодиспансеров. «Потому что это единственный пока, на наш взгляд, способ обеспечить полноценное присутствие той же линейки препаратов, которые будет приобретать диспансер», — пояснил эксперт.

Сложности с финансированием

Участники конгресса предложили обсуждать с территориальными фондами ОМС особый порядок авансирования деятельности ЦАОП. Дело в том, что центры — это зачастую структурные подразделения поликлиник, финансирование которых не сопоставимо с онкодиспансером. Поэтому у медицинской организации, в структуре которой имеется ЦАОП, должно быть достаточно ресурсов для покупки лекарственных препаратов, отметил на секции по организации онкологической помощи 14 мая врач-онколог НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова Алексей Курылев.

Председатель координационного совета МОД «Движение против рака», член Общественного совета и Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Минздраве Николай Дронов сообщил «МВ», что не располагает информацией о жалобах пациентов, проходивших лечение в ЦАОП. Однако он допускает, что описанная ситуация с закупками может быть вполне рядовой для центров, открытых в небольших больницах.

Президент Ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй» Ирина Боровова рассказала, что ей также неизвестно об обращениях пациентов, получающих лечение в ЦАОП. Но жалобы на недоступность дорогостоящих препаратов из регионов в организацию поступают регулярно безотносительно уровня медицинской помощи.

В апреле работу регионов при организации ЦАОП раскритиковал Росздравнадзор. Как заявила начальник Управления по контролю за реализацией госпрограмм в сфере здравоохранения Елена Боенко, несмотря на то что таких центров уже больше, чем было запланировано на 2019—2020 годы (280 в 72 регионах), организация их работы не устраивает федеральный центр из-за формального подхода к процессу. По оценке надзорного органа, открытие новых центров не приводило к повышению доступности онкологической помощи. В представленных рекомендациях субъектам, в том числе, отмечалась необходимость обеспечивать открываемые центры лекарственными препаратами.

В планах Минздрава на 2021 год организация 113 ЦАОП в 61 субъекте, следует из итогового отчета о работе ведомства в минувшем году.

Источник