Search
4 октября 2022
  • :
  • :

Минздрав объяснил рост численности платных студентов в медвузах

В Минздраве разъяснили причину роста числа коммерческих мест в медицинских и фармацевтических вузах. Это дополнительная «подушка безопасности» для образовательных организаций, чтобы обеспечивать выполнение госзадания в виде контрольных цифр приема.

Курирующая медицинское образование заместитель министра здравоохранения Татьяна Семенова объяснила, почему Минздрав разрешает подведомственным вузам увеличивать число внебюджетных мест. Это дает возможность образовательным организациям выполнить государственное задание в виде контрольных цифр приема (КЦП) при потерях студентов из-за академической неуспеваемости и других причин, сообщила она 15 сентября на международном форуме «Росмедобр-2022».

«Вот у вас на первый курс КЦП — тысяча человек. Мы не ограничили внебюджетный прием не для того, чтобы вы на шестом курсе выпустили 500 человек, так как до этого отчислили половину и еще 500 тех, кого приняли на платные места. Платный прием нужен, чтобы у вас была «подушка безопасности», — уточнила она.

Семенова подчеркнула, что Минздрав не призывает не отчислять «тех, кто попал не туда» и «кто никаким специалистом стать не может». Требования к студентам должны оставаться одинаковыми, вне зависимости от того, на какую форму обучения они зачислены. Ректорам нужно работать над совершенствованием программ высшего профессионального образования, чтобы потери на этапе обучения были меньше. «Студент захочет учиться, когда ему интересно, когда он понимает, зачем он это делает», — уверена замминистра.

Она добавила, что с целью совершенствования и повышения качества медобразования созданы и унифицируются требования работодателей к медицинским работникам. На основе этих профессиональных стандартов меняются и стандарты подготовки специалистов. «У нас лучшее медицинское образование для тех, кто хочет его получить», — уверена Семенова.

Свежая иллюстрация потерь, которые несут медицинские вузы, есть в докладе ректора Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова академика РАН Сергея Багненко. В нем представлена справка о динамике получивших дипломы студентов за период с 2019 по 2022 год.

Из 536 студентов, зачисленных на лечебный факультет в 2014 году, в 2020-м дипломы получили только 408. В 2015 году были зачислены 540 студентов, из которых выпустились с дипломом 389. В 2016 году поступили 540 человек, из них окончили вуз 422.

Сопоставимые цифры на стоматологическом факультете. Из 319 студентов, зачисленных на обучение в 2016 году, дипломы были выданы 220. Из зачисленных в 2017 году 330 человек в 2022-м окончили вуз 223. На педиатрическом факультете из 70 зачисленных в 2015 году выпустились 38; из 70 зачисленных в 2016 году — 33. Еще более драматичный (почти двукратный) отсев на факультете иностранных обучающихся.

В 2020 году ректоры медицинских вузов Санкт-Петербурга предложили ввести психологическое тестирование абитуриентов. По их оценкам, в основном в связи с академической неуспеваемостью вузы теряют на этапе обучения 25—40% студентов. Как рассказывал декан медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Петр Яблонский, в 2019 году вуз выдал 62 диплома при 108 поступивших на первый курс. В 2018 году было выдано 47 дипломов на 106 поступивших.

В 2020 году региональные медицинские вузы выступали за увеличение норматива затрат на подготовку одного студента на 25%, сообщал «МВ». Тогда эта сумма составляла 132 тыс. руб. в год. Ректор Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ) Николай Карякин объяснил такую необходимость задачей увеличить контрольные цифры приема для решения проблемы кадрового дефицита в здравоохранении. 

При этом стоимость обучения по программам бакалавриата-специалитета в медицинских вузах остается стабильно высокой и даже растет. В тройке самых дорогих московских медвузов — Первом МГМУ им. И.М. Сеченова, РНИМУ им. Н.И. Пирогова и МГМСУ — стоимость одного года обучения для граждан России в 2021—2022 учебном году начиналась с 350—415 тыс. руб.

Источник